Во-первых, что такое стихи, безразлично, смешные или нет? О природе смешного уже говорилось в предыдущей статье, о стихах, в общем, тоже, несколько раньше. Взглянем на вопрос несколько с другой стороны.
Наше знание об окружающем мире строится на впечатлении о нем, как непосредственном, через личный опыт, так и в изложении других людей. Чужой опыт является основным источником нашего собственного знания о мире. Преимущество образования над всеми прочими способами получения знаний вызвано легкостью получения знаний через усвоение чужого опыта посредством, в основном, речи. Мир настолько велик, что жизни одного человека не хватит чтобы познать лично хотя бы малую часть из того, что человечество приобретало в течение многих столетий своего развития, делясь крупицами опыта друг с другом, открывая для науки новые направления.
Хотя поэзия - почти столь же древний вид профессиональной деятельности, как и работа инженера-строителя или военного, есть разница между техническими навыками и научными знаниями, с одной стороны и произведениями искусства с другой. Разница примерно такая же, как между ночью и днем. Искусство, таким образом, своеобразный отдых для разума. Практической ценности вне культурного человеческого общества художественные произведения не имеют, в отличие от технических знаний, которые дают их носителю необходимый опыт в деле активного преобразования окружающей среды или общества в своих целях (как построить дом, как сделать оружие, чтобы охотиться на животных и тому подобное).
Искусство - всего лишь одно из продуктов созерцательного мышления, которое является опосредованным отражением внешнего мира. Оно основано на отсроченном чувственном восприятии - своего рода, застывших впечатлениях о мире, которые можно передать через повествование (устное или письменное) или через художественные образы в музыкальном произведении, а также средствами живописи. В отличие от реальности или воспоминаний, в художественной литературе переосмысленная реальность предстает в обобщенном и урезанном виде, где нет места случайным явлениям.
Есть еще одно характерное отличие от памяти. Художественное произведение уместно сравнить с концентратом впечатлений, оно неминуемо граничит с вымыслом или как минимум преувеличением или преуменьшением. Для искусства поэтические приемы простительны, поскольку художественное произведение не является ни хроникой, ни мемуарами и изначально не претендует на достоверность. Это либо 100% выдумка либо, в лучшем случае, микст из чужих воспоминаний, объединенный в одно общее повествование, которое ведется от лица чаще всего несуществовавшего персонажа.
Отличие стихов от прозы, которое бросается в глаза, заключается в малом объеме, что существенно облегчает восприятие. Это не единственное выигрышное качество поэзии. Выше сравнивалось художественное произведение с концентратом, квинтэссенцией впечатлений. Поэт часто говорит на языке, близком к языку афоризмов или пословиц, что делает его речь более чем убедительной.
О смешных стихах
В наше время, смешное излишне политизировано. Смех стал одним из видов внутриобщественной борьбы. Смеются над тем, кого хотят унизить (поставить на место) и кого, в конечном счете, боятся или опасаются. Смеются, чтобы за счет унижения другого, часто находящегося на более высокой социальной лестнице, повысить собственную репутацию. Смеются, чтобы отвести душу в упоительном сарказме, не упуская случая обругать матом (хотя бы и в стихах). Знание чужих слабых мест дает чувство своего превосходства над своим коллегой или соперником. В этом смысле, юмор, в том числе юмористическая поэзия - вид самоутверждения.
