Стихи

Что такое стихи?

Стихи - чаще всего, рифмованное художественное произведение, слова которого выбраны и расставлены по принципу ритмического и звукового соответствия друг с другом. Эта особенность позволяет подобрать к любым стихам свою музыку. Многие стихи в свою очередь пишутся на мотив какой-либо популярной мелодии. Неудивительно, что первые стихи, сочиненные в дописьменную эпоху, были песнями. Большинство современных  стихотворений, как правило, небольшого объема, с написанием строк  "в столбик". В последние десятилетия популярностью пользуются короткие стихи в 4 строки, иронического или шуточного содержания

Основные особенности, отличающие стихи от прозы, следующие:

1. Рифмовка - последнее слово, слова или слоги в каждой строчке созвучны последним слогам какой-либо другой и составляют с ней рифмованную пару.  

Вопреки распространенному мнению, рифмоваться могут не только опорные согласные. Кроме "богатой" рифмы, существуют еще рифмы неточные. Чтобы считаться полноценной рифмой, паре слов достаточно иметь общие гласные звуки, находящиеся под ударением (диссонансная рифма). При этом следует учитывать, что книжная литература в лице ее теоретиков, различных посредников между автором и читателем и просто эстетствующих критиканов, ориентируется все же на богатую рифму.

2. Единый размер - благодаря чему в каждой строчке ударные и безударные слоги образуют ритм, общий для всего поэтического текста. Ритмика является неотъемлемой частью стихотворения и делает возможным исполнение стихов под музыку. Повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов составляет ритмически похожие отрезки от 2-х до 5-ти слогов в каждом, которые называются стопой. Размер является неизменным для всего произведения, но могут быть незначительные различия между парными и непарными строками (называемыми также стихами). Это различие заключается в количестве слогов, кроме тех случаев, когда строки рифмуются друг с другом. Если строки не рифмуются между собой, в одной из них нередко больше или меньше слогов, чем в соседней. Число слогов у строк, которые содержат  рифмующиеся между собой последние слова, обычно одинаково (иногда последняя строка нарочно усекается).

3. Отсутствие всяких правил (верлибр, так наз. свободный стих), когда стихи пишутся без рифмы и без размера, строчками в 2-3 фразы или предложения, с претензией на социальную значимость или художественную ценность.

 

Какие бывают виды рифм?

 

Сравнительно редко встречается кольцевая рифма abba (рифмуются первые и последние строчки. Строчки 2-я и 3-я, в свою очередь, рифмуются между собой):

 

Слонялись по планете анекдоты.
Средь них сам-третий век небритым жил.
При встрече хам судьбу им ворожил,
Вослед пуская плоские остроты.
"Буквальность"
 

Кольцевой рифмой  в сочетании с  высокопарным слогом  чаще пишутся изысканные стихи. Характерно, что для русской народной поэзии указанный вид рифмовки изначально никогда не был свойственен. 

Более распространенной, идеально подходящей для рассказов в стихах, является смежная (парная) рифма (aabb), где четные и нечетные строки рифмуются между собой - 1-я рифмуется со 2-й, 3-я с 4-й. 

 
Двое котов прыг на пальто клевое,
Пышат в лицо прямо людской злобою.
Острые белые скалят клыки,
Глубже вонзают клинки-коготки.
"Кошмар кошачий"

Самой частой можно назвать перекрестную рифму abab. Большинство стихотворений русской поэзии рифмуются именно по типу перекрестной рифмы.

 

Мне кажется порою, что комбайны,
С колхозных не пришедшие полей,
Не уходили в частные компании,
А превратились в красных "жигулей".
"Жигули"

Наименее распространенной, но свойственной произведениям отдельных поэтов, является сквозная рифма aaaa, где каждая строчка рифмуется с любой другой в границах строфы или даже всего стихотворения. Этот тип остается наиболее сложным для восприятия, зато не требует от автора особой фантазии. Искусство поэта заключается в данном случае в механическом переборе ограниченного числа однотипных рифмующихся слов, например -- прилагательных, к которым в дальнейшем цепляется фраза, более-менее подходящая по смыслу. Подобный формальный подход, и не только с применением этой рифмовки, почти всегда является признаком любительской поэзии, где не столько авторский замысел, сколько созвучие слов в значительной степени влияет на сюжет. Само повествование становится излишне сложным и запутанным, что особенно заметно при небольшом объеме стихотворения, действие развивается сумбурно, все строчки сливаются в единое "та-та-та", а об образности речи и говорить не приходится.

В качестве примера сквозной рифмы можно привести отрывок из одного из стихотворений интимной лирики В.Высоцкого, которое, насколько известно, не предназначалось для эстрадного исполнения:

 

...Только чашу испить не успеть на бегу,
Даже если разлить — всё равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу?
Не ломаюсь, не лгу — всё равно не могу!
На вертящемся гладком и скользком кругу
Равновесье держу, изгибаюсь в дугу.
Что же с чашею делать?! Распить не смогу!
Потерплю и достойного подстерегу.
Передам, и не надо держаться в кругу!
И в кромешную тьму, и в неясную мзгу,
Другу передоверивши чашу, сбегу.
Смог ли он ее выпить, узнать не смогу.
Я с сошедшими с круга пасусь на лугу!
Я о  чаше невыпитой здесь ни гу-гу!
Никому не скажу, при себе сберегу.
А сказать - и затопчут меня на лугу...
("Мне судьба" В.Высоцкий)

Кроме уже перечисленных видов рифмы, в редких случаях рифмоваться могут отдельные слова в начале или в середине стихотворных строк (стихов), в том числе внутри одного стиха. Пример подобного созвучия ниже.

Обратите внимание, что рифмуются слова не только в конце, но и в середине стихотворных строк (выделено):

 

И режа правду без ножа, осенней ночью,
Там листья вовсе не шуршат, они - пророчат.
"Viburnum opulus"

 

 

По каким правилам рифмуются стихи?

Стихосложение - всегда игра по правилам,  заранее известным как автору, так и компетентному читателю, который ждет от автора удачных рифм и болезненно реагирует на малейшее несоответствие. Настоящие стихи, какими бы случайными они не выглядели, всегда являются образцом выверенности и точного расчета. Тем не менее, сложно составить единые правила, как рифмовать стихи, чтобы они приобрели художественную ценность, по той причине, что главное в произведении все же его содержание.

Самое общее правило: рифмуются слова, последние слоги или все слоги которых содержат похожие или полностью идентичные согласные и(или) гласные звуки. К похожим можно отнести, например, звонкие и глухие пары или сочетания звуков (звукосочетания), один из которых содержит тот же звук, что и в парной строке. К похожим звукам можно отнести: все заднеязычные (г, к, х), шипящие (ж, ш, ч), свистящие (з, с, ц), многие из которых образуют чередования звуков (как напр., рука-ручной-оружие и др.), , взрывные (г, к), губные (в, м). Наоборот, плохим примером можно назвать рифму слов с "б" и "р" (если они не в составе сочетания звуков) или похожее сочетание любого губного с "р".

Компромиссом является созвучие слов с "р" и "л" или "г(ж)" и "р". Особенности артикуляции значительного числа людей позволяют считать такое сочетание допустимым. 

Все вышеназванные правила относятся исключительно к богатым рифмам. Кроме них, как уже говорилось, существуют рифмы, где созвучны лишь ударные гласные и совсем не созвучны согласные.

 

Как писать хорошие стихи?

Написание стихов - событие всегда предопределенное, начиная с первой удачно подобранной фразы. Ничто так не облагораживает мысль и не заставляет работать воображение, как поэтический размер, с его строгими требованиями к речи и ничто не обещает такого успеха, как поэтическая речь, одинаково действующая на всех слушателей, без исключения. Написание стихов подобно заполнению пробелов на бумаге, где вместо текста пока еще стоят многоточия и то, что у этих пробелов есть четко осознаваемая граница, сужающаяся с каждой написанной строчкой, внушает уверенность в успешном претворении замысла. 

Можно сказать, что фраза, ставшая первой строкой, является судьбой стихотворения и дальнейшее лишь вопрос поэтической техники, но также, что очень важно, и своего желания закончить работу.

Как и у людей, судьбы стихов могут быть удачными и не удачными, стихи могут стать как важными в жизни целого поколения, так и случайными, ненужными и обреченными на забвение еще до своего выхода в свет. По этой причине, поэту имеет смысл планировать появление своих стихов, как планируют семью, чтобы не размениваться на создание стихов-однодневок. Выбор первой фразы, а еще раньше темы, таким образом, является определяющим фактором успешной карьеры их автора.

Следует сразу оговориться, что под поэтом здесь подразумевается человек, имеющий хоть какие-то навыки стихосложения, разносторонний жизненный опыт, богатый словарный запас и относительно сформировавшееся мировоззрение.

Перед "мастером художественного слова", который по неизвестным причинам решил написать не то очередное стихотворение, не то настоящий шедевр, лежат два пути: 

1.Зацепиться за фразу или запавший в душу мотив и подобрать под него слова, не зная в точности, о чем будет стихотворение. В дальнейшем, полагаясь всецело на свое мастерство, нанизывая одну фразу на другую, как-нибудь вытянуть сюжет или же вовсе сочинить стихи в форме бессвязных "рифмованных выкриков"  (путь, не сулящий признания в веках, зато наиболее легкий).

2. Попытаться переложить на бумагу какое-либо хорошо известное или лично пережитое социально-значимое событие, свой взгляд или свои впечатления от него, в рамках авторского замысла, по заранее составленному плану (путь написания единичных вещей, что не только сложнее, но и требует свою вовлеченность в общественно-политическую или культурную жизнь).

В реальности, однако, истина лежит посередине и автору приходится искать компромисс между массовым продуктом "на злобу дня" и штучными стихами имеющими внеситуативное значение, сочиняя нередко наспех.

Что же является основным критерием хороших стихов? Безусловно, их оригинальность и новизна, как отражение индивидуальности их автора, а также соответствие самым строгим требованиям к форме.

© Сережа Бакланов

Понравилось произведение? Или наобророт, но в любом случае, не оставило равнодушными? Берите его себе! Насовсем! Одно условие: ссылка на материал. Иной вид копирования запрещен.

Иронические стихи (случайный выбор)

Из первых уст

Из первых уст

От первого лица

От первого лица

Viburnum opulus

Viburnum opulus

граффити с врачом и пациенткой
Кстати о птичках
Зело ученое суждение:
Невысокое качество стихов может определяться неоригинальностью образного строя и неоформленностью мысли.
стихи и метро
потоптаться
comments powered by Disqus

Стихи: определение понятия. Отличие поэти-

ческого произведения от прозы. Белый стих

поэзия, филология, информация